Закрыть ... [X]

Модели самолетов подарок

Самолетостроение в России, как известно, начало бурно развиваться с 1910 г. Именно тогда началось серийное производство в Варшаве и Петербурге, взлетели сразу несколько аэропланов отечественной конструкции.

Всего с 1910 г. к началу 2014 г. в СССР и России были выпущены 325124 самолета. При этом учитывались только самолеты, построенные на территории государства:


– до ноября 1917 г. – все, построенные на территории Российской империи, в том числе самолеты варшавского завода Авиата;
– после ноября 1917 г. – на территории СССР в границах 1938 г.;
– производство прибалтийских заводов учитывалось только с июля 1940 г. (в частности, учтены ОКА-38 – «шторьхи», построенные в 1940-1941 гг. в Литве);
– начиная с 1992 г. не учитывался выпуск самолетов за пределами Российской федерации.

Видно, что самолетостроение быстро росло в годы Первой Мировой войны, но уже в 1917 г. начался спад: если в 1916 г. построено 1476 машин, то в 1917 г. – 1408. Россия, увы, была единственным участником боевых действий, где произошло такое падение. Затем снижение превратилось в затяжное пике: 1918 г. – 477 самолетов, 1919 г. – 262, 1920 г. – 175, 1921 г. (минимум) – 73! Достичь уровня 1916 г. удалось только через 15 лет, в 1931 г.

Но рост производства, начиная с середины 1920-х гг., был очень быстрым, за исключением одного 1935 г.: в 1934, 1935, 1936 гг. построено 4222, 2633,4537 самолетов соответственно. Падение производства в 1935 г. связано с одновременным переводом заводов на производство новых моделей.

Как и в других ведущих странах, пик выпуска пришелся на годы Второй мировой войны: 164816 самолетов за 1939- 1945 гг. (конечно, для таких ключевых эпох желательно проводить, как минимум, поквартальный анализ, но он еще не завершен). Это половина всего производства в стране за 100 с лишним лет!

Быстрая, гораздо более быстрая, чем в США или Великобритании, конверсия производства в 1945-1946 гг. сменилась новым ростом выпуска боевых машин, достигшего своего пика в разгар Корейской войны – 7566 самолетов, почти столько же, сколько в предвоенном 1938 г. (7852). При этом, конечно, самолеты в среднем были тяжелее и дороже. После двух сокращений («послесталинского» 1953 г. и «хрущевского» в конце 1950-х гг.) уровень производства стабилизировался и колебался вокруг отметки 1500 самолетов в год.

Следующее сокращение началось не во время перестройки, как часто полагают, а раньше. Вот сводка за 1982-1986 гг.: 1637-1520-1235-881-783 самолета – в два раза (одна из причин снижения численности самолетов – переход ВВС с однодвигательных самолетов типа МиГ-21,МиГ-23/27 и Су-17 на двухдвигательные МиГ-29, Су-27 и Су-25). При Горбачеве, в 1985-1990 гг. производство было постоянным в диапазоне 700- 800 машин в год. Наконец, катастрофическим снижением объемов запомнились 1991-1994 гг., и только в последнее время число выпускаемых самолетов начало медленно расти.

Сводка выпуска самолетов в СССР и России по конструкторским коллективам, 1910-2013 гг.


Разработчик Самолетов Доля
Анатра 552 0,17%
Антонов 9190 2.83%
Бартини 469 0,14%
Бериев 1754 0,54%
Григорович 1013 0,31%
Ильюшин 58565 18.01%
Калинин 308 0,09%
Кочеригин 247 0,08%
Лавочкин 26212 8,06%
Лебедь 250 0,08%
МАИ 375 0,12%
МиГ 46815 14,40%
Мясищев 172 0,05%
Петляков 11438 3,52%
Поликарпов 60136 18,50%
Пороховщиков 98 0,03%
Прочие 2288 0,70%
Сикорский 174 0,05%
Сухой 12264 3,77%
Туполев 16862 5,19%
Шавров 626 0,19%
Яковлев 63982 19,68%
Лицензионные 11334 3,49%
Общий итог 325124 -

Более 98% самолетов сконструировано по проектам 10 конструкторских коллективов. Понятие «конструкторский коллектив» отличается и or понятия западной фирмы, и от ОКБ. Это некая общность, возглавляемая одним лидером. Например, П. О. Сухой руководил шестью различными проектными организациями, которые последовательно создавались и закрывались. Но все созданные самолеты именуются «самолеты Сухого». У автора есть расчеты и по отдельным ОКБ, и производство по отдельным заводам – но в этой статье приведем только привычную разбивку «по главным конструкторам». В самолетах Григоровича учтены машины, созданные ПРТВ и Щетининым, в самолетах Туполева – аппараты, спроектированные и построенные под его общим руководством в ЦАГИ. Бомбардировщик Ер-2 приписан конструктору Р.Л. Бартини, хотя создавал его уже заместитель Бартини – Ермолаев на основе самолета Бартини «Сталь- 7» после ареста главного конструктора.

Григоровичу, Поликарпову, Петлякову, Туполеву и другим конструкторам отнесены и самолеты, созданные ими в заключении. В графу «Сикорский» отнесены и ранние самолеты, и самолеты РБВЗ, конструктором которых он был. Разумеется, не учтены самолеты Сикорского и других конструкторов, созданные ими в эмиграции, в то время как в самой летающей стране – США – несмотря на существование гигантов аэрокосмической промышленности роль конструкторов-любителей и мелких фирм на порядок больше. Больше всего построено самолетов по проектам (и под руководством) А.С. Яковлева – почти 20% от общего выпуска. Затем, по убывающей, идут Поликарпов, Ильюшин, Микоян и Гуревич, Лавочкин, Туполев, Сухой, Петляков, Антонов.

Конечно, с течением времени относительный вес различных коллективов менялся. Видно, что до середины 1920-х гг. в основном выпускались самолеты зарубежных конструкций, но уже во второй половине 1920-х гг. наступил перелом. В целом за век доля зарубежных самолетов невысока: 11334 машины, 3,5% от общего выпуска. Затем наступила «эпоха Поликарпова». В 1950-1960-х гг. по количеству, обгоняя даже легкомоторные Яки и Аны, лидировали истребители МиГ. В то же время постоянно росла доля самолетов ОКБ Сухого, и в XXI веке перевес этой марки стал очевиден.

Доля самолетов Антонова в 1990-х гг. сократилась из-за того, что два основных центра производства – Харьков и Киев – оказались за границей. То же относится и к самолетам Ильюшина: Ил-76 выпускался в Ташкенте. Коллективы-долгожители под руководством Туполева и Ильюшина удерживали долю в производстве десятилетие за десятилетием, а самым ярким примером «однодневки» стало ОКБ Петлякова. Конечно, основную роль здесь сыграла ранняя смерть талантливого конструктора. Недолго строились и самолеты Лавочкина (ОКБ перешло на проектирование ракетной техники). Несмотря на это, доля в общем выпуске у обоих коллективов весьма весома: 3,5% у Петлякова и более 8% у Лавочкина.

Доля ведущих КБ в общем числе самолетов отечественной конструкции, штук


Самолетов В СССР/России % в СССР По лицензии Всего %, всего
Антонов 9190 2.9% 13207 22397 6,5%
Ильюшин 58565 18,7% 1990 60555 17,5%
МиГ 46815 14,9% 10377 57192 16,6%
Поликарпов 60136 19,2% 906 61042 17,7%
Туполев 16862 5.4% 618 17480 5.1%
Яковлев 63982 20,4% 4185 68167 19.8%
Прочие 58240 18,6% - 58240 16,9%
Всего 313790 - - 345073 -

Выводы

1. В СССР и России с 1910 по 2013 г. построено 325 тыс. самолетов, из них более 313 тыс. – отечественной конструкции. Наша страна занимает второе место по объемам производства: как по количеству машин, так и по их суммарной массе. Она в 2,5 раза отстает от США, но уверенно опережает все другие страны.

2. Как и во всем мире, пик выпуска самолетов в нашей стране приходится на годы Второй мировой войны. В 1941- 1945 гг. в СССР построено 143,7 тыс. самолетов или 44% от производства за 100 лет. В тоннах доля меньше, но тоже очень впечатляет – 469 тыс. т, более четверти векового производства.

3. В начале 1950-х гг. выпуск боевых самолетов сильно вырос и в СССР, и в США (смотри статью в №2 журнала). Это показывает, что во время Корейского конфликта мир действительно стоял на пороге новой большой войны.

4. В 1960-1970-е гг. объем выпуска в штуках оставался примерно одинаковым, но в середине 1970-х гг., с внедрением нового поколения самолетов, объем выпуска в тоннах и связанные с этим трудозатраты и финансовые затраты выросли более чем в 1,5 раза.

5. Лидирующее место по тоннажу построенных самолетов (а с общей массой связана и трудоемкость, и стоимость) занимает ОКБ им. Ильюшина: около 26%. По количеству же построенных самолетов лидирует ОКБ Яковлева. С небольшим отрывом далее идут ОКБ Поликарпова, Ильюшина и МиГ.

6. До второй половины 1920-х гг. большая часть самолетов, строившихся в России и СССР, была сконструирована за рубежом. Но начиная с 1937 г. СССР становится не потребителем, а экспортером авиационных технологий. Всего за рубежом произведено в три раза больше машин отечественной разработки, чем выпущено иностранных конструкций у нас. В больших количествах строились по лицензии самолеты Ан, Ил, МиГ и Як, в меньших – самолеты Поликарпова и Туполева. Общий выпуск за рубежом самолетов отечественной конструкции значителен – более 31 тыс. машин, около 10% от объема выпуска в России и СССР за 100 лет.

7. Авиастроение может быть локомотивом индустрии при создании и внедрении новых технологий, но вот валовой объект производства отрасли невелик. За 100 лет в стране построено 1,77 млн. т самолетов, то есть, около 100 г самолетов на человека в год. Это несравнимо меньше, чем выпуск, скажем, бытовой техники или радиоэлектроники, не говоря уже об автомобилестроении. Тем более, что 100 г – это среднее значение за век, включая пик Второй мировой войны. Сейчас же на каждого россиянина ежегодно приходится лишь около 15 г новых самолетов.

Все расчеты проведены на основе открытых источников, как опубликованных, так и архивных.

По материалам Научно-популярного журнала «Авиация и космонавтика»
Источник: http://www.modelavia.ru/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Интернет-магазин сборных пластиковых моделей для склеивания в Вяжем наволочку для подушки спицами

Модели самолетов подарок Модели самолетов подарок Модели самолетов подарок Модели самолетов подарок Модели самолетов подарок Модели самолетов подарок Модели самолетов подарок Модели самолетов подарок

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ